+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Может ли инспектор потребовать выйти из машины пассажиров

Содержание

Пдд для бывалых: как общаться с инспектором гибдд, если вас обвинили в нарушении

Может ли инспектор потребовать выйти из машины пассажиров

Многие инспекторы принимают нежелание выйти в штыки, но обязанности делать это сразу после остановки у водителя нет. Инспектор может лишь предложить выйти, и то по вполне определённым поводам

Олег Каргаполов

Выходить из машины необязательно, а вот предъявлять документы по требованию нужно. Нормы общения инспектора и водителя за последние несколько лет менялись, и в очередном выпуске проекта «ПДД для бывалых» мы вспоминаем, на что могут претендовать обе стороны.

Сотрудник ГИБДД останавливает автомобили характерным жестом, но бывают ситуации, когда водитель не подчиняется требованию: либо не видит жест инспектора, либо считает остановку слишком опасной: сомнения может вызвать вид полицейского или неудачное место для остановки. Можно ли проехать?

Штраф за подобное нарушение составляет 500–800 рублей (часть 2 статьи 12.25 административного кодекса).

Но инспектор имеет право передать информацию в дежурную часть, а также организовать погоню, и, если водитель удирает злонамеренно, принять меры вплоть до стрельбы.

Кроме того, «беглого» водителя нередко привлекают по более жёсткой статье 19.3 КоАП (вплоть до ареста), хотя подобный подход вызывает споры.

Новый регламент ГИБДД разрешает инспекторам останавливать машины для проверки документов даже вне стационарных постов, хотя  это «послабление» носит, скорее, формальный характер.

Причины для остановки должны быть всё равно, и их можно разбить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение спецмероприятий.

Грамотный инспектор всегда назовёт повод для остановки, а у водителя, как правило, нет способа проверить его «искренность», поэтому споры на этой почве в основном бесполезны.

Инспекторы ДПС могут останавливать автомобили вне стационарных постов ГИБДД: последние в принципе упразднили почти по всей России

Артем Краснов

По просьбе водителя инспектор обязан показать удостоверение и представиться. Автовладельцу выходить из машины сразу необязательно: достаточно открыть окно и передать документы. Инспектор может лишь предложить выйти из машины, и самая распространённая причина для этого — это подозрение на опьянение.

— Но даже в этом случае обязанности выходить из машины у водителя нет — освидетельствование можно провести, когда человек сидит в автомобиле, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Бывают случаи, когда инспекторы именно требуют выйти или сесть в патрульный автомобиль, а в случае неподчинения угрожают применением силы и статьёй 19.3 КоАП. 

Эта статья наказывает за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и предусматривает штраф до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток, что и является чаще всего рычагом воздействия на водителя. Впрочем, пока ситуация не обострилась, требовать выйти из машины сотрудник не имеет право. 

Водитель передаёт инспектору стандартный набор документов: водительские права, свидетельство о регистрации и полис ОСАГО. Список может быть шире, например, для автомобилей, зарегистрированных на юрлиц, обязателен договор или другой документ, дающий право конкретному водителю пользоваться машиной.

Владельцы машин со знаком «Инвалид» должны доказать, что являются инвалидами сами или перевозят таковых. Документы понадобятся на прицеп, а для коммерческого транспорта — ещё и путевой лист, лицензионная карточка, документы на груз данного типа (например, опасный) или разрешение на перевозку пассажиров.

Заподозрить опьянение инспектор может по субъективным признакам, а отказаться от освидетельствования водитель не имеет права. Точнее, имеет, но это равносильно признанию себя пьяным и подразумевает лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей. За второй случай грозит уже уголовная ответственность по статье 264.1 УК РФ.

Инспектор «продувает» водителя с помощью алкометра под видеозапись или в присутствии двух понятых. Угрожать доставкой сразу в медцентр без освидетельствования на дороге инспектор не имеет права. Правда, если на месте нет алкометра, инспектор может предложить проехать, например, к стационарному посту, где прибор имеется. 

Если водитель не согласен с показаниями алкометра или не хочет продуваться на дороге, он имеет право на медицинское освидетельствование.

Но даже при нулевых показаниях алкометра инспектор может предложить визит в медцентр, если есть обоснованные подозрения на наркотическое опьянение.

Доставить туда водителя инспекторы должны сами, а если он оказался трезвым, то и обратно (статья 240 регламента ГИБДД). Если водитель пьян, а забрать автомобиль некому, его эвакуируют на штрафстоянку.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

Постановление — документ достаточно простой. В нём инспектор указывает, какой пункт нарушил водитель и штраф за это

ГИБДД

Если водитель нарушил правила и согласен с нарушением, а наказание не подразумевает лишение прав, оформляется постановление. Если же нарушение серьёзное, например, выезд на встречную полосу или езда в нетрезвом виде, главным документом становится протокол.

При несогласии водителя протокол оформляется в любом случае, вернее, водитель должен потребовать этого.

— Бывает, инспекторы сразу начинают писать постановление, а потом «поверх» него по требованию водителя оформляют ещё и протокол, — комментирует сложившуюся практику Лев Воропаев. — В любом случае протокол даёт значительно больше манёвра при оспаривании решения в судах.

Самой частой ошибкой водителей, по мнению юриста, является отказ от подписи протокола:

— Многие путают уголовное и административное право и считают, что если они не подписали протокол, то тем самым выразили своё несогласие с ним, — говорит Лев Воропаев. — На самом деле инспекторы просто указывают, что водитель отказался от подписи, что играет против водителя. Наоборот, нужно требовать протокол на подпись и отражать в нём своё видение ситуации.

Протокол составляется в случае споров, а также если дело передается для рассмотрения в суд

Олег Каргаполов

Например, в случае выезда на полосу встречного движения в протоколе рисуется схема участка дороги, и, если водитель не согласен с ней, он должен указывать это, потому что на суде схема будет одним из наиболее значимых аргументов сторон. Своё мнение водитель отражает в виде объяснений или замечаний: они могут быть оформлены на отдельных листах.

— Это частый предмет споров: инспекторы неохотно дают водителям править что-то в протоколе и вносить свои объяснения, а порой и не предоставляют его на подпись, указывая, что водитель отказался, — комментирует Лев Воропаев. — Поэтому, если автомобилист не согласен, он должен прямо потребовать протокол для ознакомления и внесения замечаний: можно сделать это, включив видеозапись. 

Кстати, а можно ли снимать инспекторов? Полтора года назад из нового регламента ГИБДД изъяли прямое разрешение делать это, что многие интерпретировали как запрет. На самом деле нет — вести съёмку должностных лиц не запрещено в принципе, и пункт убрали из регламента, поскольку он содержится в других нормах.

— Снимать инспектора можно, и есть решения Верховного суда на эту тему, — указывает Лев Воропаев. — Кроме того, теперь суды обязаны принимать видеозаписи в качестве доказательств по делу.

А как быть с вымогательством взяток? Можно ли привлечь инспекторов, которые «намекают» слишком явно?

— Тогда в качестве доказательства нужно предоставлять запись с прямыми требованиями инспекторов, указанием сумм и так далее, — говорит Лев Воропаев. — Если это просто косвенные намёки, в лучшем случае дело закончится внутренней проверкой и взысканием.

Большинство патрульных машин оснащено регистраторами, поэтому для «пикантных» переговоров инспекторы нередко предлагают водителю «выйти покурить». Передача взятки является уголовным преступлением, кроме случаев, когда её «автор» заявил в правоохранительные органы. Нужно однако иметь в виду, что инспекторы могут сделать то же самое раньше.

— Это очень скользкие темы, и взятки — оружие обоюдоострое, — отмечает Лев Воропаев.

Хотя общение инспектора и водителя регламентировано до нюансов, остаётся масса зон для двойных толкований и споров. Демонстративное и вызывающее поведение водителя-буквоеда, как правило, настраивает инспекторов на критический лад и обостряет ситуацию. У инспекторов есть арсенал средств, чтобы помотать водителю нервы, например, организовать досмотр, личный или транспортного средства. 

Даже если стремитесь делать всё по закону, убедитесь, что знаете нормы, не перегибаете палку, и будьте корректны сами. Для съёмки забавных видеороликов игра на камеру может быть оправдана, но для практических целей — не всегда.

Но когда вас обвиняют огульно или разводят, бороться за свои права можно и нужно: собирайте доказательства в свою пользу, снимайте место нарушения и разговор с инспектором, записывайте данные очевидцев, отражайте своё несогласие в протоколе. В любом случае старайтесь делать это спокойно и корректно — так больше шансов добиться своего.

А теперь небольшой тест.

Водитель забыл дома права. Какие санкции может применить к нему инспектор?

Источник: https://59.ru/text/auto/66119575/

Является ли законным требование инспектора выйти из машины?

Может ли инспектор потребовать выйти из машины пассажиров

Начинающие водители, увидев сигнал инспектора ГИБДД остановиться, спешат припарковаться, собрать все документы и выйти навстречу сотруднику ГИБДД.

Такое поведение вполне объяснимо — начинающий водитель стремится всеми силами показать, что у него все в порядке и продолжить движение. Такое поведение приемлемо, но абсолютно излишне. Вы редко увидите выходящего из автомобиля бывалого водителя.

Это связано с тем, что каждый опытный автолюбитель понимает, что выходить из автомобиля для общения с сотрудниками ГИБДД вовсе не обязательно.

Связано это с тем, что сотрудник дорожной службы не может заставить вас выйти из машины без каких либо законных оснований. А при обычной остановке автомобиля такие случаи бывают достаточно редко. Поэтому при остановке инспектор ГИБДД должен представиться, предоставить документы и сообщить причину остановки. Требовать от водителя или пассажиров покинуть автомобиль он не в праве.

Конфликты при отказе в просьбе покинуть транспортное средство

Из — за того, что инспектора получают отказ покинуть транспортное средство, зачастую возникает конфликт. Инспектора ГИБДД пытаются «повесить» на водителя такое нарушение, как «Неповиновение сотруднику полиции».

Дело в том, что это нарушение будет действительно только в том случае, если распоряжение инспектора будет законным. А, так как водитель по закону из автомобиля выходить не обязан, то и считать его отказ нарушением нельзя.

Если сотрудник ГИБДД продолжает требовать от вас покинуть автомобиль, пытается обвинить вас в неповиновении и в целом общается с вами не по установленной в законе «О полиции» форме, то можно смело вызывать полицейских для дальнейшего разбирательства с недобросовестным сотрудником ГИБДД. Отличным решением будет зафиксировать ситуацию на видео.

Когда инспектор может попросить водителя выйти?

Даже если вы не обязаны подчиняться требованию инспектора, вам все равно может потребоваться в некоторых ситуациях покинуть машину. Инспектор может просить вас выйти в следующих случаях:

  • Если во время осмотра автомобиля была обнаружена видимая неисправность или нарушение;
  • Необходимо устранить какую — либо небольшую поломку;
  • Для помощи пострадавшим в ДТП;
  • Для проверки габаритов груза или сверки государственных номеров автомобиля;
  • Для прохождения освидетельствования;
  • Для того, чтобы проследовать в машину инспектора.

Опять же отдельно отметим то, что он может именно предложить покинуть автомобиль. Выходить или нет — решать уже водителю.

Когда требование законно?

В некоторых случаях инспектор ГИБДД действительно может требовать от вас того, чтобы вы покинули автомобиль. При этом вам придется подчиниться, иначе отказ будет расценен как сопротивление сотруднику полиции. Всего существует три возможных случая, когда требование инспектора необходимо выполнить в любом случае:

  • Водителя задерживают за правонарушение;
  • Если требуется досмотр транспортного средства;
  • Если водителя отстраняют от управления транспортным средством.

Однако и в этом случае не стоит торопиться выйти из машины. Обязательно дождитесь понятых и составления протокола. Пока эти действия не выполнены, покидать автомобиль не обязательно. Но если уж все условия будут выполнены, то требование инспектора будет полностью законно.

Инспектор просит открыть багажник

Не сразу. Сначала нужно напомнить сотруднику ГИБДД, что проверка багажника считается досмотром автомобиля. И вам не надо будет выходить из машины до тех пор, пока инспектор самостоятельно не найдет двух понятых и не составит соответствующий протокол. Стоит так же отметить, что досмотр должен проводиться на каком -в либо основании.

Когда выходить из транспортного средства не обязательно, но рекомендуется?

  • При обнаружении во время осмотра автомобиля устройства, не предусмотренного конструкцией автомобиля или ГОСТом. В этом случае штраф будет проще оспорить;
  • Для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Следует помнить, что неоказание помощи или намеренное оставление человека в беде может расцениваться как уголовно наказуемое преступление;
  • Для медицинского освидетельствования. Отказ от него при наличии серьезных оснований для проверки может привести к огромному штрафу, лишению прав и даже аресту;
  • Для участия в досмотре в качестве понятого.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Бесплатная консультация юриста:

Москва и область:

+7 (499) 653-73-40

Санкт-Петербург и область:

+7 (812) 425-30-53

Или зарегистрируйтесь через соц.сети

Пожалуйста подтвердите вашу регистрацию. Письмо с подтверждением отправленно на указанную вами почту.

[email protected]

Источник: https://dtp.help/zakonnym-trebovanie-inspektora-vyjti-iz-mashiny.html

Инспектор ДПС требует выйти из автомобиля: в чем подвох, и что делать водителю?

Может ли инспектор потребовать выйти из машины пассажиров

Приветствую Вас, друзья!

Одним из самых распространенных требований инспектора ДПС, наряду традиционное проверкой документов, является требование выйти из автомобиля.

Это может быть преподнесено водителю под различным предлогом: открыть багажник, пройти в патрульный автомобиль и т.д.

В частности, когда меня последний раз останавливал инспектор ДПС с целью составить протокол за нарушение, прежде чем озвучить факт нарушения – предложил мне выйти из автомобиля и открыть багажник. В любом случае, делается это не спроста.

В чем подвох?

Одной из самых основных причин, по которым инспектор ДПС просит водителя выйти из автомобиля, является желание перевести дальнейший разговор в плоскость, где нет свидетелей (пассажиров) и не ведется запись видеорегистратора. В таком случае у водителя будет меньше шансов сослаться в суде на неправомерные действия инспектора.

В обязательном порядке инспектор попросит водителя выйти из авто, если его цель – не составление протокола, а желание “решить вопрос мирно”. Особенно это касается тех случаев, когда нарушение ПДД было спорным, и инспектору необходимо прибегнуть к психологическим приемам, запугать водителя, чтобы убедить в том, что нарушение ПДД действительно было.

Также часто требование выйти из автомобиля маскируется под проверку багажника, в ходе которой инспектор просит водителя открыть багажник лично.

Именно так последний раз было у меня, и совершенно четко можно было было заметить, что при отсутствии видеорегистратора и без лишних ушей (пассажира в салоне) инспектор ДПС стал вести себя более агрессивно, с ходу припугнув лишением прав.

Какой ни была бы причина, по которой инспектор ДПС требует выйти из автомобиля, ясно одно – ничем хорошим это не кончится. Соглашаясь на такую просьбу водитель лишает себя нескольких преимуществ, и отдает инициативу в руки инспектору.

Минусы такой ситуации, когда водитель соглашается выйти из автомобиля, мы разобрали. Теперь перейдем к главному.

Что делать водителю?

Первое о чем следует помнить – водитель не обязан выходить из автомобиля по требованию инспектора, за исключением нескольких редких случаев. Это предусмотрено ст. 93 Административного регламента от 20.10.2021г., утвержденного Приказом №664. В частности, там говорится следующее:

“Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из автомобиля, в следующих случаях…” – следует особо обратить внимание на слово “предложить” т.е. водитель имеет право отказаться.

Поэтому, первое, что необходимо сделать водителю, на требование выйти из автомобиля – уточнить, “какой статьей это предусмотрено?”. Вразумительного ответа на данный вопрос быть не может, поэтому водитель имеет право оставаться в своем автомобиле.

Есть лишь 2 случая, когда инспектор ДПС действительно может требовать выйти из автомобиля, но встречаются они крайне редко. К их числу относится:

  • проведение досмотра транспортного средства (ст. 207 Административного регламента);
  • административное задержание (ст. 180 Административного регламента);

В остальных случаях инспектор ДПС не имеет права требовать выйти из автомобиля, хотя и попытается убедить водителя, что то обязан выйти, ведь иначе инспектор ДПС не рискнет предложить водителю “решить вопрос мирно”.

Также следует помнить о такой ситуации, когда инспектор ДПС предлагает водителю выйти из авто, чтобы сесть в патрульный автомобиль для составления протокола.

В данной ситуации у водителя также имеется полное право оставаться в автомобиле, эта ситуация также закреплена в действующем Административном регламенте в п. 93.3.

Ситуация такая-же, как и описанная выше – у инспектора ДПС есть лишь право предложить, но не требовать, а значит у водителя есть право отказаться.

На мой взгляд, отказываясь выходить из автомобиля по просьбе инспектора, водитель решает важную задачу – пресекает возможность инспектора ДПС “договориться” а значит предотвращает совершение уголовного преступления. По крайней мере я ещё не встречал случаев, когда инспектор ДПС предлагал бы “разойтись миром” водителю, сидящему у себя в машине.

На этом сегодня всё, друзья мои! Спасибо за внимание, и удачи на дорогах!

Источник: http://avtoidei.ru/sovety/7238-inspektor-dps-trebuet-vyjti-iz-avtomobilya-v-chem-podvokh-i-chto-delat-voditelyu.html

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Может ли инспектор потребовать выйти из машины пассажиров

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины? В России среди водителей существует множество мнений о том, имеет ли право сотрудник ГИБДД требовать автомобилиста выйти из машины.

По закону, действительно инспектор может потребовать от водителя выйти из автомобиля, но только при наличии определенных обстоятельств.

Многие водители до последнего не хотят выходить из машины, несмотря на присутствие большого количества инспекторов и составление протокола досмотра или же задержания – подобное поведение является ошибочным, т.к. требование выйти в этом случае совершенно законно.

Сначала надо рассматривать вопрос с коммуникационной точки зрения – просит ли инспектор или именно приказывает? Если поступает просьба, то водитель сам может решить, выходить ему или нет. Если же идет прямое требование со стороны инспектора, то вопрос уже должен рассматриваться в правовом поле.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Надо понимать, что сотрудник ГИБДД на дороге при остановке машины не обладает всесторонними полномочиями – он не может требовать того, что противоречит закону. Он его только исполняет.

Может ли вообще сотрудник требовать выйти из автомобиля?

Если со стороны сотрудника поступает требование, то его полицейский должен подкреплять законодательными актами. Для начала можно взглянуть на некоторые статьи закона «О полиции»:

  • Осуществление профессиональной деятельности полицейскими ведется согласно закону.
  • Ограничивать права и интересы граждан РФ полицейские могут только при наличии оснований и согласно порядку, прописанному в ФЗ.
  • Полицейские не имеют права оправдывать свои действия или бездействия приказами начальства, денежной или иной выгодной, собственными служебными интересами и т.д.

Многие водители, которые жалуются на то, что сотрудники требуют выхода из машины, зачастую лукавят, обычно сами того не понимая. Сегодня многие инспекторы при остановке автомобиля, прекрасно зная все законы и свои полномочия, именно просят выйти, заглушить мотор, показать салон, открыть дверь и т.п.

Чтобы уточнить, просьба поступает от сотрудника или требование, необходимо банально переспросить. Если инспектор просит, то водитель может продолжать сидеть на своем месте и ничего не делать. Если просьба сотрудника не выполняется водителем, то по закону никаких иных действий инспектор предпринять не может – если нет оснований для досмотра автомобиля или задержания водителя.

Если водителю поступает требование, то со стороны водителя также может последовать отказ от совершения каких-либо действий, но только в ситуациях, если поступающее со стороны инспектора требование является незаконным.

С другой стороны, если требование законное, а водитель отказывается его выполнять, то есть вероятность получить арест на 15 суток.

Если в процессе задержания водителя им будет оказано физическое сопротивление, то вопрос будет рассматриваться уже не в административном, а в уголовном поле.

Может ли сотрудник ГИБДД по закону требовать выйти из автомобиля?

Действительно, в законодательстве имеются нормы, согласно которым зачастую требование сотрудника выйти водителя из машины является полностью оправданным с точки зрения закона. Но без веской причины такое требование со стороны инспектора водителю поступать не может. На данный момент требовать выхода из автомобиля сотрудники могут в следующих случаях:

  • Осуществление досмотра автомобиля.
  • Задержание водителя.

По закону, досматривать машину полицейские могут только в случае, если водитель и пассажиры вышли из нее. При этом за поведением вышедших людей должен осуществляться контроль со стороны сотрудников,

Требования выйти из машины должны сопровождаться наличием протоколов досмотра или задержания. В протоке задержания отмечаются:

  • Информация о водителе и сотруднике, производящем задержание.
  • Основания для выполнения задержания на дороге.

Если сотрудник не имеет заполненного протокола, то он не может заставить водителя или его пассажиров выйти из машины.

В любом другом случае, если не предполагается осуществление досмотра автомобиля или задержания водителя (либо его пассажиров), инспекторы не могут требовать выхода из машины. В качестве законодательного подкрепления этих слов можно привести цитату из Приказа №664, где в п. 93 четко прописано следующее:

Инспектор может предложить водителю выйти из машины в следующих ситуациях:

  • Присутствие у водителя признаков алкогольного, наркотического опьянения, серьезных симптомов болезни.
  • Наличие вызывающего поведения у водителя, создающего угрозу для полицейского и остальных участников дорожного движения.
  • Для осуществления досмотра водителя или его пассажиров, или осмотра машины/перевозимых грузов.
  • Для проверки оборудования, проверки номеров основных узлов машины, их сверки с документами.
  • Необходимость участия водителя в процессуальных мероприятиях (например, выступление в качестве понятого или для оказания помощи другим водителям/полицейским).
  • Необходимость выполнения ремонта автомобиля или устранение нарушений правил транспортировки грузов.

Если же требование от сотрудника поступает в рамках закона (имеются все необходимые протоколы и есть мотив), то настоятельно рекомендуется выходить из машины. Если будет иметь место неповиновение требованию полицейского, то водителю или его пассажирам грозит штраф на 500-1000р, либо арест до 15 суток.

Может ли сотрудник потребовать сесть в патрульную машину?

Если сотрудник требует от вас выйти из своего автомобиля, пройти с ним и сесть в патрульную машину, то подобное требование является абсолютно незаконным.

Если имеет место простое нарушение ПДД (превышение скорости, пересечение сплошной, проезд на красный сигнал светофора), то водитель может продолжать сидеть в своем автомобиле и дожидаться, пока инспектор заполнит все протоколы, выпишет постановления и принесет их только для подписания.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

В этой статье вы узнали, законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины? Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/trebovanie-inspektora-gibdd

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Может ли инспектор потребовать выйти из машины пассажиров

Зачастую, при остановке автомобиля якобы с целью проверки документов, инспекторы ГИБДД не ограничиваются изучением водительского удостоверения. Многие автолюбители сталкивались с просьбой, а иногда и требованием, открыть багажник или выйти из автомобиля. Имеет ли право автоинспектор потребовать от водителя выполнения вышеназванных указаний?

Правовые основы просьбы или требования

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.

Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.

Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.

В каких случаях требования покинуть машину законны

Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.

Первый вариант связан с составлением сотрудником ГИБДД протокола в отношении водителя о временном задержании согласно статье 27.4.1 КоАП.

Когда автоинспектор составляет такой документ, гражданин должен быть доставлен в ближайшее отделение полиции. Если водитель отказывается покинуть салон автомобиля, тогда полицейские имеют законные основания применить физическую силу.

Но только в случае оказания сопротивления. Такие действия законны и прописаны в статьях 18-20 закона «О полиции».

Второй вариант связан с оформлением сотрудником ГИБДД протокола досмотра автотранспорта на основании статьи 27.9 КоАП.

У многих автолюбителей может возникнуть вопрос, зачем человеку покидать автомобиль для досмотра, ведь можно просто с помощью брелока открыть крышку багажника и пускай инспектор ДПС самостоятельно проводит это мероприятие.

Загвоздка заключается в том, что самовольные действия полицейского без присутствия водителя или владельца автотранспорта классифицируются не как досмотр, а как обыск. На такую процедуру необходимо иметь официальное разрешение судебной инстанции.

Получается, что открывать багажник и двигать в нём вещи должен непосредственно гражданин. В противном случае действия ГИБДДшника могут быть признаны самоуправством.

Третий вариант связан с составлением протокола об отстранении гражданина от управления транспортным средством на основании статьи 27.12 КоАП. В данной ситуации всё понятно и просто. Когда инспектор ГИБДД отстраняет водителя от управления автомобилем, гражданин обязан покинуть салон транспортного средства.

Вышеназванные ситуации необходимо запомнить и только лишь при их возникновении беспрекословно выполнить требование полицейского.

А что будет если водитель откажется выполнять законные требования инспектора ДПС?

Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток.

Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово.

Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.

В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с  такой просьбой. Вот этот перечень:

  • С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
  • С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
  • С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
  • С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
  • Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
  • Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
  • Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.

Выходить или не выходить?

Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.

А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя.

Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями.

На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.

В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а  просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.

Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя.

И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить.

Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.

Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И   сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.

Что может быть, если отказаться покидать салон автомобиля?

Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору  владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:

  1. В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает  вину – это идеальный вариант;
  2. Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
  3. Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.

Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон  автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола.

Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств.

Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?

Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин.

Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования.

Подпишите протокол и можете ехать дальше».

Вот таким образом просто превысивший скорость человек превращается в злостного нарушителя. А дальше будет судебное разбирательство, где доказать  невиновность будет практически невозможно.

На основании решения суда, скорее всего, человек заплатит не маленький штраф, размер которого составляет тридцать тысяч рублей.

Кроме того, гражданин не сможет сесть за руль на протяжении полутора или двух лет.

Есть ли у сотрудника ГИБДД законные основания для препровождения гражданина в патрульную машину?

При любом раскладе автоинспектор не имеет права требовать от гражданина проследовать в патрульный автомобиль для оформления любого типа административной документации.

У водителя нет обязанностей покидать  автомобиль, а тем более, пересаживаться в машину полицейских, чтобы подписать протокол или ответить на вопросы сотрудников ГИБДД.

Согласно закону, если на гражданина составляется административный протокол, он может не присутствовать при его оформлении. Автоинспектор должен написать бумагу и принести её для подписи.

Все манипуляции, которые направлены на заманивание гражданина в полицейскую машину, могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

  • В процессе общения с глазу на глаз сотруднику дорожной полиции гораздо легче оказывать на человека психологическое давление;
  • Приватное общение в салоне служебной машины подталкивает гражданина к даче взятки и урегулированию проблемы подобным способом;
  • Отсутствие в служебном автомобиле посторонних лиц;
  • В случае использования водителем ненормативной лексики или оскорбительных выражений в адрес сотрудников ГИБДД у последних будет возможность доказать такой факт при помощи аудиозаписи и видеофиксации, которые ведутся в салоне служебного автомобиля.

Идеальным местом для беседы с инспекторами можно назвать улицу и обязательно недалеко от патрульной машины.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/trebovaniya-inspektora-gibdd-vyiyti-iz-avtomobilya/

Смотрите, какая тема — Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Может ли инспектор потребовать выйти из машины пассажиров

Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2021 год могут быть как законными, так и незаконными.

Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба.

Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.

Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона.

То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу.

Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора “Я здесь закон” и подобные, это неправда.

Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами.

И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах.

И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:

  1. Кодексе об административных правонарушениях,
  2. Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
  3. Федеральном законе “О полиции”.

Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.

Таким образом, если что-то даёт право инспектору требовать у Вас выйти из машины, пройти в патрульный автомобиль и так далее, это должно быть чётко отражено в одном из перечисленных правовых актов. В частности, закон “О полиции” предписывает следующее:

Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2.

Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. …. 4.

Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. ….

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Мы не будем загружать Вас всеми ненужными пунктами из них, а просто и доступно объясним всего несколько случаев, когда инспектор имеет такое право. А теперь давайте обо всём по порядку!

Инспектор просит или требует?

Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать “требую” или “прошу” — он просто скажет: “Выйдите, пожалуйста, из машины”. Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.

Чтобы выяснить, просьба это или требование, просто спросите его напрямую об этом. В просьбе по закону Вы можете ему вполне отказать.

В требовании тоже можете отказать, но только если оно незаконное (потому что, опять же, инспектор тоже обязан соблюдать закон, и незаконные требования ему запрещены).

За отказ от законного требования сотрудника полиции наказание может быть довольно суровым — административный арест до 15 суток. Но об этом ниже.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Как уже было сказано выше, требование инспектора незаконно, если не подкреплено законом — банально, но логично. Просто так сотрудник ГИБДД требовать выйти из машины не может.

Но всё же есть законные основания для такого требования, и их на 2021 год всего два:

Пункт 207 Административного регламента:

207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.

Пункт 180 Административного регламента:

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Оба этих требования должны быть подкреплены соответствующим материалом: протоколом досмотра транспортного средства или протоколом задержания.

В протоколе задержания должны быть обязательно указаны, помимо данных водителя и инспектора, основания и мотивы задержания. В протоколе досмотра должны быть просто указаны все данные. Ни досмотр, ни задержание незаконны без соответствующего протокола, поэтому и требование выйти из машины не может быть законным.

В остальных же случаях регламент, введённый Приказом №664, предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1.

Выйти из транспортного средства в случаях: наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Как видим, даже предложить выйти из машины сотрудник ГИБДД может только по определённым основаниям.

Законно ли требование инспектора пройти в патрульный автомобиль для составления протокола?

А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.

По закону, если на Вас составляется материал о нарушении, Вы можете сидеть в своём авто, инспектор составит протокол или выпишет постановление и принесёт Вам на подпись.

Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?

А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2021 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.

1.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД.

Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то “присесть” на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.

Поэтому на любое незаконное требование нужно реагировать с минимальными для себя потерями в данный момент. Такие возможные потери и риски Вы должны оценивать самостоятельно.

Поэтому иной раз не так уж и важно просто идти на принцип и не выходить из машины.

 Хотя, с другой стороны, безнаказанность порождает беззаконие, и это вполне применимо и к сотруднику ГИБДД, поэтому с любыми незаконными действиями и требованием в частности нужно бороться.

Следить за изменениями этой статьи

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/zakonno-li-trebovanie-inspektora-gibdd-vyyti-iz-mashiny

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.