+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налог на добычу нефти в россии 2021 году

Содержание

Налог на добычу полезных ископаемых – 2021

Налог на добычу нефти в россии 2021 году

НДПИ (расшифровка аббревиатуры – налог на добычу полезных ископаемых) подлежит начислению и уплате лицами, у которых имеется лицензия на пользование участком с целью добычи в его недрах полезных ископаемых. Стандарты расчета и правила применения регламентированы Налоговым кодексом.

Налог на добычу полезных ископаемых: общая информация

Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:

  • горючие вещества (уголь, торф, сланцы);
  • углеводородные продукты, к которым относят нефть и добытый газ с метаном;
  • руда;
  • разные виды неметаллического сырья, добываемого горнорудными и горно-химическими предприятиями;
  • налог НДПИ начисляется и на редкие металлы;
  • цветные камни;
  • кварцевое сырье;
  • драгоценные и полудрагоценные металлы, камни;
  • соль;
  • вода лечебного назначения и промышленного, добываемая из-под земли или природных, термальных источников.

Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ).

Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми.

Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.

Ндпи в 2021 году: ставки и нововведения

Для расчета суммы налоговых обязательств применяются две шкалы ставок:

  1. Процентная сетка (адвалорные ставки), которая используется при начислении налога по налоговой базе, выраженной в стоимости сырья.
  2. Рублевые ставки (специфические), которые назначаются на каждую тонну сырья, учитываемого по объему добычи.

В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.

Законом от 30 сентября 2021 г. № 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ. В части налога на добычу горючего природного газа предусмотрен налоговый вычет. Для получения вычета надо соблюсти несколько требований:

  • недра находятся в акватории Черного моря (частично или полностью);
  • месторождение не является новым;
  • предприятие, осуществляющее добычу, зарегистрировано в Республике Крым или в г. Севастополь до 2021 года;
  • в отчетном налоговом периоде были произведены траты на основные средства (приобретение, доставка, ведение в эксплуатацию), которые включены в программу инвестиционного развития газотранспортной системы РК и Севастополя.

Размер вычета соответствует величине фактически понесенных затрат на объекты основных средств, но не может быть выше предельного значения льготы (0,9 х сумма налога).

Налог на добычу полезных ископаемых-2021: определение налоговой базы

Налогооблагаемая сумма выводится налогоплательщиком самостоятельно. Расчеты производятся отдельно по каждому типу сырья. Стоимость сырья вычисляется:

  • по ценам реализации, фигурирующим на рынке в текущий момент;
  • по ценовым показателям, не учитывающим полученные суммы субсидирования для покрытия разрыва между рыночным и расчетным ценниками;
  • по расчетным нормативам, если в налоговом периоде не были осуществлены продажи для конкретного типа сырья.

Налоговая база по НДПИ определяется как количество ископаемых, которые были добыты предприятием, или стоимость полученного добывающими организациями сырья.

На количественные показатели надо ориентироваться при разработке нефтяных месторождений, газовых, угольных, норма распространяется на многокомпонентные руды в Красноярском крае.

Стоимостные значения используются в расчетах для добычи других видов ископаемых и углеводородного сырья на морских участках месторождений (нефть, газ).

Ндпи в 2021 году: формулы и примеры расчетов

Суммарное значение налога высчитывается путем перемножения налоговой базы со ставкой, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог надо рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья.

Для нефтяного материала характерно использование в формуле подсчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется на условия добычи при помощи показателя Дм и динамику общемировых цен (через коэффициент Кц).

Формула расчета НДПИ на нефть в 2021 году:

Налоговая база в тоннах х (ставка х Кц – показатель Дм).

Производить вычисления надо ежемесячно, данные показываются отдельно по налоговым периодам без накопления. Расчет НДПИ на нефть – пример основывается на ставке, действующей в 2021 году. Она равна 919 руб. за каждую тонну сырья. Вычисление коэффициентов – самая сложная часть работы. Они определяются по формулам:

  1. Дм = Кндпи х Кц х (1– Кв х Кз х Кд х Кдв х Ккан). Каждый из коэффициентов рассчитывается по нормативам ст. 342 НК РФ. Значения некоторых из них можно получить через форму запроса, направленную в Роснедр.
  2. Кц = (Цена барреля нефти «Юралс» – 15) х средний показатель курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ / 261.

Пример расчета НДПИ при условии добычи в октябре 2021 года 17 000 тонн баррелей нефти:

  1. Значение КЦ можно брать с сайта ИФНС, на котором ежемесячно публикуются данные по составляющим этого показателя и его итоговому значению. На октябрь 2021 года коэффициент равен 9,1484.
  2. Кндпи с 2021 года не менялся и остался на уровне 559 рублей.
  3. Кд и Ккан заданы равными 1 (шкала значений предусмотрена ст. 342.2 и 342.5 соответственно).
  4. Остальные коэффициенты можно определить только при наличии доступа к сведениям из Роснедра. Для примера примем условные данные по Кв и Кдв в размере 0,3, Кз, равным 1.

НДПИ составит 63 812 560 рублей за октябрь (17 000 х (919 х 9,1484 – (559 х 9,1484 х (1 –0,3 х 1 х 1 х 0,3 х 1)))).

Налог на добычу полезных ископаемых в 2021 году для нефтяников планируется дополнить новым показателем НДД, который будет ориентироваться на получаемые доходы. Перейти на обновленные нормативы налогообложения сразу все предприятия не смогут – перевод будет постепенным, регулировать очередность будет Минфин.

НДПИ на газ определяется по фиксированному размеру ставки, назначенной для каждого кубометра сырья. В расчетах используется набор специальных коэффициентов:

  • Тг (учитывает расходы, связанные с доставкой газа до пункта его обработки);
  • Еут – обозначение единицы условного топлива;
  • Кс – применяется для идентификации степени сложности процесса получения сырья.

НДПИ на золото облагается по процентной шкале ставки, равной 6% (для остальных драгоценных металлов действует ставка 6,5%). Объем добытого металла определяется по условиям ст. 339 НК РФ.

Налоговая база рассчитывается как произведение цены единицы сырья и его общего количества, которое было найдено за месяц. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 344 НК.

Погасить налоговое обязательство надо до 25 числа в месяце, следующем за окончившимся налоговым периодом.

Источник: https://spmag.ru/articles/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-2021

EY Tax Messenger

Налог на добычу нефти в россии 2021 году

View this page in English 

Загрузить в формате PDF

Авторы: Виктор Бородин, Денис Борисов, Анна Соколова
29 ноября 2021 г

27 ноября 2021 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2021 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон был подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики на 2021 год и на плановый период 2021 и 2021 гг.

В части налогообложения компаний нефтегазового сектора положения данного Закона касаются совершенствования правил налогообложения деятельности при разработке месторождений на шельфе.

Кроме того, Закон предусматривает снижение НДПИ на природный газ для отдельных категорий налогоплательщиков, введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а также газовый конденсат в случае получения при его переработке широкой фракции легких углеводородов (далее – «ШФЛУ»).

Также Законом устанавливаются новые ставки акцизов на нефтепродукты на период с 2021 по 2021 гг.

Новые морские месторождения углеводородного сырья

Налог на прибыль

Законом уточняется понятие «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья (далее – «УВС») на новом морском месторождении углеводородного сырья (далее – «НММУС»). Так, работы относятся к деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС начиная с даты государственной лицензии на пользование недрами.

Кроме того, деятельность по поиску и оценке НММУС с 1 января 2021 года будет признаваться деятельностью, связанной с добычей УВС на НММУС, только при условии её осуществления на основании «сквозной» лицензии, дающей право одновременно на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых. В результате этого, налогоплательщики, осуществляющие поиск и оценку НММУС на основании лицензии исключительно на геологическое изучение, должны будут учитывать расходы в соответствии с общим порядком налогообложения.

При этом, для расходов, понесенных в период с 1 января 2014 года по 1 января 2021 года в рамках лицензий на геологическое изучение недр с целью поиска и оценки НММУС и ранее не учтенных при расчете налоговой базы, предусматриваются особые положения.

В частности, налогоплательщикам предоставляется право учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль расходы на освоение природных ресурсов (далее – «ОПР») и иные расходы, связанные с поиском и оценкой НММУС, равномерно в течение 36 месяцев.

Кроме того, конкретизируется порядок признания доходов (расходов) налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по добыче УВС на НММУС. Так, доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, но не ранее даты:

  • выделения на участке недр НММУС, либо
  • даты принятия решения о прекращении работ в связи с их экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.

Новые положения также предусматривают, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату, соответствующую дате признания таких доходов (расходов).

Кроме того, отменяются предельные сроки, до истечения которых налогоплательщики имеют право определять налоговую базу как стоимость при добыче УВС на НММУС. Таким образом, добывающие компании смогут применять адвалорные ставки по НДПИ в рамках установленного НК РФ периода, но без ограничения по предельному сроку.

Также напоминаем, что с 1 января 2021 года вступили в силу следующие особенности учета расходов на ОПР:

  • налогоплательщик имеет возможность применять коэффициент 1,5 к расходам на ОПР на поиск и оценку НММУС
  • расходы на ОПР могут быть отнесены частично или в полном объеме к расходам по добыче УВС на НММУС, осуществляемой на ином (иных) участке недр. Ранее законодательство предусматривало такую возможность лишь в случае прекращения права пользования недрами и ограничивало сумму расходов, относимых на каждое месторождение, расположенное на ином участке недр, в размере не более 1/3 от общей суммы расходов.

ТЦО

Текущая редакция НК РФ устанавливает, что сделки между организацией, владеющей лицензией на право пользования недрами, и оператором НММУС не признаются контролируемыми при осуществлении ими деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же месторождения. 

Законом дополняется, что сделки между вышеуказанными лицами также не будут признаваться контролируемыми при осуществлении деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же участка недр до выделения на участке недр первого НММУС.

Акцизы на нефтепродукты

С 1 января 2021 года с целью совершенствования отраслевой системы налогообложения в состав подакцизных товаров была введена новая категория «средние дистилляты», под которыми в соответствии с НК РФ понимаются смеси углеводородов, обладающие определенными физико-химическими характеристиками.

Сложившаяся за период с 2021 года практика налогообложения средних дистиллятов выявила ряд неточностей налогового законодательства, позволяющих не облагать акцизом смеси углеводородов, обладающие характеристиками, отличными от установленных НК РФ, однако, по своей сути, являющиеся средними дистиллятами.

С целью исключения возможности уклонения от налогообложения, Законом уточняются физико-химические характеристики категории «средние дистилляты». Под средними дистиллятами понимаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при t=20°C и атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при t=20°C.

Также Законом определяются нефтепродукты, не включаемые в данную категорию для целей налогообложения.

Кроме того, Законом вводится институт свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, а также устанавливаются технологические процессы, относящиеся к переработке средних дистиллятов (например, первичная переработка нефти, гидроочистка углеводородных фракций и др.).

В связи с этим, перечень операций, подлежащих налогообложению акцизом, дополняется следующими:

  1. получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов
  2. оприходование средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.

При этом положениями Закона предусмотрено применение вычета в увеличенном размере по указанным операциям со средними дистиллятами.

Вычет определяется в размере суммы акциза, исчисленных при получении (оприходовании) средних дистиллятов, увеличенного на коэффициент 2 при переработке средних дистиллятов на производственных мощностях, необходимых для технологических процессов по переработке. В иных случаях использования средних дистиллятов применяется коэффициент равный 1.

Законом также предусмотрено дальнейшее повышение ставок акцизов на отдельные виды нефтепродуктов (автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо, средние дистилляты) на 2021-2021 гг.:

НефтепродуктЗначение налоговой ставки, руб./т.
2021 (ранее)1январь-июнь 2021июль-декабрь 202120212021
Автомобильный бензин класса 510 53511 21311 89212 31412 752
Автомобильный бензин, не соответствующий классу 513 10013 10013 10013 10013 100
Прямогонный бензин13 10013 10013 10013 10013 100
Дизельное топливо7 0727 6658 2588 5418 835
Средние дистилляты8 1128 6628 6629 2419 535

НДПИ на газ горючий природный

Положениями Закона предусматривается изменение порядка расчета понижающего коэффициента Кгз, характеризующего глубину залегания залежи УВС, при добыче природного газа из залежи УВС с минимальной глубиной залегания более 3 300 метров.

Так, с 1 января 2021 года понижающий коэффициент Кгз будет определяться как результат деления числа 0,5 на значение коэффициента Кгп (ранее Кгз был равен 0,5).

Обращаем внимание, что значение коэффициента Кгп на период с 1 января по 31 декабря 2021 года установлено в размере:

  • 1,4022 для организаций-собственников Единой системы газоснабжения и их аффилированных лиц
  • 1 для иных налогоплательщиков.

Таким образом, к указанным залежам не будет применяться повышающий коэффициент Кгп, из-за которого организации-собственники Единой системы газоснабжения и их аффилированные лица платят повышенный НДПИ по сравнению с независимыми производителями газа. 

Налоговые вычеты по НДПИ

Налоговый вычет по НДПИ на нефть

С 1 января 2021 года предусматривается возможность применения налогового вычета в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При этом, Законом устанавливаются дополнительные условия для применения налогового вычета:

  • лицензия на право пользования недрами должна быть выдана до 1 января 2021 года
  • начальные извлекаемые запасы нефти должны составлять 450 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2021 года.

Размер налогового вычета определен в размере 2 917 млн рублей за налоговый период в совокупности по всем участкам недр.

Налоговый вычет применим с 1 января 2021 года по 31 декабря 2027 года.

Таким образом, совокупная величина вычета за 10 лет составит порядка 350 млрд рублей.

Стоит отметить, что критериям, установленным Законом, удовлетворяет лишь Самотлорское месторождение, разработку которого ведет дочерняя компания ПАО «НК «Роснефть». Указанная льгота направлена на увеличение инвестиций в данное уникальное месторождение для целей создания условий по увеличению добычи.

Помимо этого, Законом исключаются положения, предусматривающие до 31 декабря 2021 года применение налогового вычета по нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан.

Налоговый вычет по НДПИ на газовый конденсат

С 1 января 2021 года Законом устанавливается возможность применения налогового вычета при добыче газового конденсата в случае получения ШФЛУ при его переработке.

Сумма вычета будет определяться по следующей формуле:

Вгк = Кшфлу * Мгк * В, где

Кшфлу – коэффициент извлечения ШФЛУ, рассчитываемый как отношение количества полученной за истекший налоговый период ШФЛУ к общему количеству переработанного газового конденсата;

Мгк – количество добытого газового конденсата, переработанного на технологическом оборудовании для получения ШФЛУ;

В – ставка налогового вычета в рублях на 1 тонну ШФЛУ, рассчитываемая как:

В = 147 + (n – 1) * 147, где

n – порядковый номер налогового периода, отсчитываемого последовательно с 1 января 2021 года (порядковый номер налогового периода, начинающегося 1 января 2021 года, равен 1).

При этом, начиная с 36 налогового периода, значение показателя B принимается равным 5 280, таким образом ограничивая предельный размер налогового вычета.

Стоит отметить, что налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет как в случае переработки газового конденсата на собственном технологическом оборудовании, так и в случае переработки газового конденсата иными российскими лицами при наличии установленных Законом подтверждающих документов.

Нововведение нацелено на сближение уровней себестоимости производства ШФЛУ из различного вида сырья (газовый конденсат, природный газ, попутный нефтяной газ). При этом, налоговый вычет призван стимулировать производство ШФЛУ, используемой в нефтехимической отрасли как сырье для производства продукции следующих переделов.

Также напоминаем, что с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года будет действовать налоговый вычет по НДПИ в отношении природного газа, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море2.

Указанный вычет может быть применен налогоплательщиками, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года.

Размер вычета определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в период с 1 января 2021 года по последнее число налогового периода, в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, и не может превышать величину, равную произведению коэффициента 0,9 и общей суммы налога, которую он уменьшает.

Дополнительным условием для применения налогового вычета является необходимость включения указанных основных средств в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Республики Крым и города Севастополя.

1 С учетом положений Федерального закона № 254-ФЗ от 29 июля 2021 года.
2 Введен Федеральным законом от 30 сентября 2021 года № 286-ФЗ.

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-nalogooblozhenie-neftegazovoi-otrasli-rossii-izmeneniya-s-2021-goda

Добыча нефти в России в 2021 году выросла на 1,6%

Налог на добычу нефти в россии 2021 году

МОСКВА, 2 января. /ТАСС/. Добыча нефти и газового конденсата в России увеличилась в 2021 году на 1,6% – до 555,837 млн т, следует из данных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) в среду.

В декабре добыча выросла на 4,5% – до 48,4 млн т.

Согласно данным по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), “Роснефть” в 2021 году увеличила добычу нефти на 2,6% – до 216,3 млн т (в декабре – на 5%, до 18,8 млн т).

Добыча “Лукойла” за год подросла на 0,2% – до 82,4 млн т (в декабре – на 2,4%, до 7,1 млн т). “Сургутнефтегаз” в 2021 году добыл 60,9 млн тонн, рост составил 0,6% (в декабре добыча выросла на 2,5% – до 5,2 млн тонн).

“Газпром нефть” в 2021 году добыла 60,2 млн т, рост составил 0,1% (в декабре добыча выросла на 2,7% – до 5 млн т).

Добыча “Татнефти” в ушедшем году составила 29,5 млн т, рост добычи составил 2,1% (в декабре добыча выросла на 9,3% – до 2,7 млн т), у “Новатэка” добыча нефти выросла на 1,4% – до 11,7 млн т (в декабре – на 13,5%, до 1 млн т).

Операторы СРП (соглашение о разделе продукции – прим. ТАСС) нарастили добычу в 2021 году на 15% – до 13,9 млн т.

Экспорт нефти

Экспорт нефти из России в 2021 году составил 257,67 млн т, что на 0,3% больше уровня 2021 года.

В декабре экспорт нефти вырос на 11,3% – до 22,9 млн т.

Экспорт в дальнее зарубежье в 2021 году достиг 239,6 млн т (рост на 0,3%), в ближнее зарубежье – 18 млн т (снижение на 0,2%). Транзит нефти в ушедшем году сократился на 5,5% – до 18,5 млн т.

Поставки нефти на внутренний рынок в 2021 году составили 291,4 млн т, что на 1,7% больше, чем годом ранее. В декабре поставки на внутренний рынок увеличились на 1,4% – до 25,5 млн т.

Производство бензина 

Производство бензина в РФ выросло в 2021 году на 0,6% год к году и составило 39,46 млн т, в декабре производство бензина выросло на 5,5% – до 3,7 млн т.

Выпуск дизельного топлива в ушедшем году увеличился на 0,9% – до 77,5 млн т, в декабре его производство выросло на 5,8% – до 7,1 млн т. Производство мазута снизилось в 2021 году на 9,4% – до 46,4 млн т, в декабре – на 6% – до 4,4 млн т. Выпуск прочих нефтепродуктов вырос на 11,2% – до 12,7 млн т, в декабре снизился на 5,6% – до 0,9 млн т.

В целом за прошедший год переработка нефти в России выросла на 2,5% – до 286,9 млн т, в декабре – на 1,9% – до 25 млн т.

Экспорт СПГ

Экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вырос в 2021 году на 58,6% год к году и составил 26 млрд куб. м. 

В декабре экспорт СПГ был ниже на 29% – 1,4 млрд куб. м.

В настоящее время в России работают два завода по производству СПГ: первый в России проект “Сахалин-2”, оператором которого является Sakhalin Energy, и запущенный в декабре 2021 года “Ямал СПГ” компании “Новатэк”. По оценке министра энергетики РФ Александра Новака, страна может увеличить долю на рынке СПГ с нынешних 4% до 15-20% к 2035 году.

Основная ресурсная база СПГ находится на севере – на полуостровах Ямал и Гыдан, где запасы превышают 38 трлн куб. м. газа. Новак отмечал, что поставки с СПГ-проектов не будут происходить в ущерб поставкам трубопроводного газа.

Выработка электроэнергии в РФ

Выработка электроэнергии в России выросла в 2021 году на 1,7% по сравнению с прошлым годом, до 1,1 трлн кВт*ч. В декабре выработка электроэнергии выросла год к году на 4,9%, до 107,7 млрд кВт*ч.

Выработка электроэнергии в Единой энергетической системе России за год возросла на 1,7% – до 1,07 трлн кВт*ч, в декабре она выросла на 4,9%, составив 105,6 млрд кВт*ч.

Потребление электроэнергии в ушедшем году выросло на 1,6% и достигло 1,07 трлн кВт*ч, при этом в декабре объемы потребления выросли на 4%, до 105,6 млрд кВт*ч.

Производство тепловой энергии в 2021 году уменьшилось на 1,8% год к году – до 467,4 млн Гкал, в декабре показатель вырос на 3% – до 64,2 млн Гкал.

Экспорт электроэнергии

Россия снизила в 2021 году экспорт электроэнергии на 1,7% год к году – до 20 млрд кВт*ч, в декабре экспорт электроэнергии вырос на 34,6% – до 2,1 млрд кВт*ч. 

При этом снижение экспорта электроэнергии в страны СНГ с начала года составило 41,2% – до 4,2 млрд кВт*ч, в декабре этот показатель увеличился на 6,3% – до 0,5 млрд кВт*ч.

Импорт электроэнергии в 2021 году снизился на 30,2% – до 4,2 млрд кВт*ч.

Добыча угля

Добыча угля в России увеличилась в 2021 году по сравнению с предыдущим годом на 5,9% – до 433,4 млн т, экспорт вырос на 2,6% – до 191 млн т.

Поставки российского угля на внутренний рынок выросли на 4,3% – до 372,3 млн т. Импорт угля в прошедшем году снизился на 6,3% – до 21,7 млн т.

Добыча крупнейших угольных компаний за отчетный период составила: СУЭК – 110,1 млн т (+2,2%), УК “Кузбассразрезуголь” (входит в УГМК) – 44,9 млн т (-3%), УК “Южный Кузбасс” (входит в “Мечел”) – 6,9 млн т (-15,2%), компания “Востсибуголь” – 15,5 млн т (+12%), ХК “Якутуголь” (входит в “Мечел”) – 7 млн т (-16,2%).

Распадская угольная компания на площадке в Новокузнецке сократила добычу на 6,3% год к году – до 10,3 млн т, на площадке в Междуреченске – увеличила на 11,4%, до 12,7 млн т.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5971425

Бесконечный маневр: почему в России так часто меняются нефтяные налоги

Налог на добычу нефти в россии 2021 году

Обратный акциз также должен будет компенсировать переработчикам ликвидацию таможенной субсидии. Сегодня она образуется из-за разницы между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты.

Согласно оценке Минфина, в 2021 году таможенная субсидия только для НПЗ составила 600 млрд рублей.

В случае ее изъятия у компаний будет меньше возможностей зарабатывать на экспорте нефтепродуктов с низкой добавленной стоимостью.

Это видно на примере мазута, пошлины на который с 2021 года уравняли с пошлинами на экспорт нефти. Как следствие, по итогам прошлого года экспорт мазута снизился на 6,1%, до 39,5 млн тонн, подсчитали в Центральном диспетчерском управлении топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).

Как Россия экспериментирует с налогами

В случае введения обратный акциз станет очередным компромиссом, на который пойдет правительство в попытках отрегулировать налогообложение нефтяной отрасли. В последнее время подобных компромиссов было немало.

К примеру, в октябре Минфин согласился снизить для «Роснефти» отчисления по НДПИ с нефти высокообводненного Самотлорского месторождения — в течение десяти лет компания будет ежегодно получать вычет на 35 млрд рублей.

Льготы для собственных обводненных месторождений просили также «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз».

Минфин ответил им отказом, однако эти компании примут участие в пилотном проекте по внедрению налога на добавленный доход (НДД), законопроект о котором в апреле в первом чтении приняла Дума.

В отличие от НДПИ налог на добавленный доход будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Это призвано позволить адаптировать налоговую нагрузку к рентабельности добычи на том или ином месторождении без применения точечных налоговых льгот.

Тем самым применение НДД должно будет упростить налогообложение нефтедобычи, в структуре которой доля льготируемых месторождений, по подсчетам VYGON Consulting, увеличилась с 1% в 2006 году до 39,5% в 2021-м (до 197,9 млн тонн без учета добычи, ведущейся в рамках соглашений о разделе продукции).

Однако на практике это приведет к сосуществованию двух налоговых режимов, один из которых влечет риски для устойчивости государственных финансов. При администрировании налога на добавленный доход регуляторы могут столкнуться со стремлением компаний раздувать издержки, занижая тем самым прибыль, модифицированным налогом на которую и является НДД.

С таким риском еще в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века столкнулись налоговые органы стран, ведущих нефтедобычу в Северном море, в частности Великобритании. Там процесс получил название Gold plating — в наиболее близком приближении это можно перевести как «экономия на налогах».

Нивелировать новый риск может лишь усиленный контроль со стороны акционеров.

В в России он ослаблен даже в случае госкомпаний — «Роснефти», которую правительство не может заставить платить дивиденды напрямую в бюджет, и «Газпромнефти», которая по итогам 2021 года направит на дивиденды 28,1% чистой прибыли по МСФО (71,1 млрд рублей), а не 50%, как того требует Минфин.

Поэтому регуляторам придется не один раз взвесить все «за» и «против», прежде чем увеличивать зону применения НДД. Согласно последним планам Минэнерго, этот налог должен действовать на участках, в 2021 году обеспечивших 2,7% добычи (14,7 млн из 547,3 млн тонн).

Дилемма плавающих акцизов

На вынужденные налоговые компромиссы регуляторы идут и в отношении нефтепереработки. В конце мая правительство согласилось снизить акцизы на бензин и дизель 5-го класса на 3000 и 2000 рублей соответственно (до 8 213 и 5 665 рублей). Одновременно правительство отказалось от их планового повышения с 1 июля.

Такое решение приняли спустя неделю после того, как замминистра финансов Илья Трунин публично выразил несогласие с инициативой ввести плавающие акцизы на бензин, которую озвучил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. В середине мая он предложил привязать топливные акцизы к ценам на нефть, в зависимости от которых сейчас варьируются ставки НДПИ и экспортных пошлин.

Идею плавающих акцизов поддержало Минэнерго, однако Минфин выступил категорически против: их внедрение обернулось бы нестабильностью акцизных сборов, 57,1% которых сейчас поступает в региональные бюджеты, а 42,9% — в федеральный.

Однако сразу за этим последовало снижение акцизов. Из-за которого консолидированный бюджет в нынешнем году, по оценке министра финансов Антона Силуанова, недополучит 140 млрд рублей.

Выпадающие доходы регионов Минфин собирается компенсировать за счет передачи им 85% сборов по акцизам на нефтепродукты. Однако такой порядок будет действовать лишь до начала следующего года, когда акцизы должны будут вернуться на прежний уровень.

В результате правительству придется вновь задумываться над балансом акцизных поступлений между регионами и федеральным центром.

Что происходит с пошлинами

Подобная нестабильность характерна не только для решений по акцизам, экстренно сниженным из-за быстрого роста цен на бензин. Схожим, пусть и обратным по направлению, было решение отказаться в 2021 году от снижения экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, которое планировалось произвести в обмен на повышение базовой ставки НДПИ.

Такой «размен» должен был стать частью налогового маневра, начатого в 2015 году с понижения экспортных пошлин с 59% до 42% и повышения базовой ставки НДПИ с 493 до 766 рублей за тонну.

В 2021 году базовую ставку НДПИ увеличили до 857 рублей за тонну, тогда как пошлины остались на уровне 42% — фактический рост налоговой нагрузки правительство обосновало девальвацией, увеличившей рублевые доходы нефтяников, получающих валютную экспортную выручку.

Однако решение, целесообразное с фискальной точки зрения, не поспособствовало стабильности налоговых условий.

Риск налоговой нестабильности присущ и механизму обратного акциза, который, согласно предложению Минэнерго, должны будут получать НПЗ с глубиной переработки свыше 65%. Этому критерию не отвечают, к примеру, Куйбышевский НПЗ «Роснефти» с глубиной переработки в 60,2% (по данным самой компании) и Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» с 54,8% (согласно данным Минэнерго).

Регуляторы с неизбежностью столкнутся с недовольством участников отрасли при администрировании обратного акциза, конфигурация которого, скорее всего, год от года будет меняться. Результатом станет все та же фискальная неопределенность.

Как все исправить

Чтобы снизить неопределенность, регуляторам нужно перестать балансировать между желанием собрать побольше налогов, простимулировать модернизацию НПЗ и удержать цены на рынке нефтепродуктов. Именно попытка угнаться за двумя зайцами (а то и тремя) и вынуждает правительство год от года менять налоговые условия для нефтяной отрасли.

Стабилизировать ситуацию поможет использование инструментов, которые были бы нейтральны и применимы для всех игроков.

В этой связи действительно целесообразно отменить экспортные пошлины на нефть и повысить НДПИ: ликвидация таможенной субсидии заставит компании обновлять перерабатывающие мощности, а расширение налоговой базы позволит снизить фискальные риски, связанные с реализацией пилотного проекта по НДД.

К внедрению же обратного акциза прибегать не стоит, иначе споров вокруг условий его получения будет не избежать.

Поддержать НПЗ лучше через дальнейшее снижение топливных акцизов и определение их плавающих границ, которые бы ежемесячно менялись в зависимости от цен на нефть.

Такой шаг мог бы стать компромиссом, который правительству придется искать, когда истечет срок экстренного снижения акцизов на бензин и дизель. Компромиссом, который, хочется верить, станет последним.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/363109-beskonechnyy-manevr-pochemu-v-rossii-tak-chasto-menyayutsya-neftyanye-nalogi

Налог на добычу нефти в россии 2021 году

Налог на добычу нефти в россии 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Налог на добычу нефти в россии 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Татарстан перечислит в федеральный бюджет более 358 млрд руб. налога на добычу углеводородного сырья по итогам 2021 года. Об этом сообщил министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков на итоговом заседании коллегии минэкологии и регионального управления Росприроднадзора в пятницу.

Его необходимость обосновывается тем, что условия работы нефтяных компаний ухудшаются по объективным геологическим причинам. Законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа — это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах.

Для поддержания добычи приходится бурить намного больше и глубже: средняя глубина выросла на 162 м с 2012-го по 2021 год, а общая проходка за пять лет выросла на 22%.

При этом также растет количество ГТМ, необходимых для обеспечения экономически обоснованных дебитов — количество ГРП выросло в 1,4 раза за пять лет», — сообщил министр правительству.

Примеры расчета ндпи на нефть пример в 2021 году

Уплата НДПИ производится отдельно по каждому месторождению по месту его нахождения. Налог в отношении углеводородного сырья является полностью федеральным.

Нефтяной бизнес мира и России: новости и история. Для специалистов. ТЭК: цифры и факты. Oil of Russia magazine. Oil business news and history for specialists from Russia and around the world.

Генерация на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) получила дополнительные объемы, следует из распоряжения правительства, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало ­ гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на ­ хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го ­ сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Ндпи в 2021 году онлайн калькулятор

В сложившейся ситуации, по мнению Минэнерго, необходимо менять принципы налогообложения нефтяной отрасли с сохранением общего уровня бюджетных поступлений.

Особенно сложным этот вопрос становится, учитывая непростую ситуацию на рынке «черного золота», скачки цен на нефть и риск резкого сокращения его добычи в нашей стране.

Таким образом, при определении объекта налогообложения, ключевым является понятие «добытого полезного ископаемого». Добытое полезное ископаемое — это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).

К полезным ископаемым, попадающим под действие законодательства по использованию недр, относятся ресурсы, добытые на территории РФ, вне ее пределов или добытые из отходов перерабатывающих производств.

Его ставка составит 50%, и он будет уплачиваться с дохода от продажи сырья после уплаты налогов на разведку, добычу и транспортировку нефти. Третья группа недр коснется Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа (Югры), Ямало-Ненецкого автономного округа и Коми.

Чтобы разобраться в ситуации, следует рассмотреть более детально суть обеих систем. НДПИ «интересует» лишь то, сколько нефти компания добыла, и он не учитывает специфику конкретного месторождения. Из-за этого налогоплательщики не хотят вкладывать свои средства в добычу «сложной» нефти, опасаясь слишком тяжелого фискального груза.

Определим, что такое НДПИ простыми словами. Это обязательный платеж за добычу из недр земли ценных ресурсов. Организация, которая добывает полезные ископаемые, обязана встать на учет в инспекции в качестве плательщика НДПИ.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ­ ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру ­ гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

В подарок за регистрацию мы вышлем Вам нашу самую популярную книгу: «Расчет среднего заработка от отпускных до донорских» из серии «Библиотека журнала Главбух».

Изменить вариант подсчета можно только при внесении изменений в технологический процесс и технический проект разработки. При использовании прямого метода расчета налоговой базы можно использовать расходы, перечень которых включает: Выручка от продажи полезных ископаемых определяется как цена, уменьшенная на стоимость доставки.

Налоговым периодом признается календарный месяц. Декларацию надо подавать по истечении каждого налогового периода, то есть ежемесячно. Срок сдачи – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом.

В настоящее время проект прошел несколько чтений и утвержден Президентом РФ. Предлагается перераспределить налоговую нагрузку с экспортеров на добытчиков нефти.

Законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли был одобрен правительством, рассказал журналистам министр Михаил Абызов, передает корреспондент РБК.

Минсельхоз РФ, по данным на 18 июля, перечислил в регионы 118 млрд рублей субсидий из федерального бюджета.
Если Вы желаете получать представленную в этом разделе информацию в автоматическом режиме, то заполните, пожалуйста, форму или позвоните по телефонам (495) 988-76-77/02. Наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами в ближайшее время и согласуют условия её поставки.

Правительство одобрило реформу налогового законодательства для нефтяной отрасли, которая заработает в 2021 году. Доходы бюджета от введения нового налога, по оценке Минэнерго, составят почти 1 трлн руб.

Минфин и Минэнерго в 2013-2014 годах разработали систему «налогового маневра», предполагающую повышение налога на добычу полезных ископаемых на нефть на 46% в 2015 году и 53% в 2021 году при постепенном снижении экспортной пошлины на нефть до 42% вместо планируемых 57% в 2015 году, затем до 36% в 2021 году и, наконец, — до 30% в 2021 году.

Следует учесть, что некоторые виды ископаемых облагаются по особенной системе. Для их расчета выведены специальные формулы.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 2021

Для некоторых ископаемых, перечисленных выше, необходимо знать налоговую базу. Но что же это такое? Это сумма стоимости добытых ПИ.

Непосредственное определение налоговой базы, исходя из того, какое именно количество ресурсов было добыто, происходит по следующим ПИ:

  • металлы драгоценного типа;
  • уголь;
  • газ;
  • нефть.

Законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли был одобрен правительством, рассказал журналистам министр Михаил Абызов, передает корреспондент РБК. Предполагается, что новый налоговый режим будет одобрен Госдумой в первом квартале 2021 года и вступит в силу с 1 января 2021 года, говорится в сообщении Минэнерго.

Рассмотрим, в какой бюджет поступает налог. НДПИ или налог на добычу полезных ископаемых – это федеральный налог. НДПИ в Налоговом кодексе регулируется главой 26. В ней сказано, что налог поступает в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Этот способ применяется при расчете НДПИ по остальным видам полезных ископаемых, включая нефть, газ и газовый конденсат, добытые на новых морских месторождениях углеводородного сырья. При этом рассчитывать налог исходя из стоимости нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях, можно в течение определенного периода.

В связи с тем, что ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров также не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

ФНС разместила данные для расчета суммы НДПИ за июнь 2021 года налогоплательщиками, осуществляющими добычу нефти.

Как уже отмечалось ранее, акциз на нефтяное сырье вводится с целью поддержки рентабельности НПЗ. В связи с этим для недопущения роста внутренних цен на нефтепродукты или возникновения дефицита моторных топлив на рынке, предусматривается порядок применения вычета с использованием повышающих коэффициентов.

Оплачивают такой налог предприниматели, занимающиеся непосредственно добычей ПИ. Каждый предприниматель, вне зависимости от того, какое именно ископаемое он добывает, вычисляет налог самостоятельно.

По мнению главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, механизм налога на дополнительный доход, хотя и является более прогрессивным, не отменяет необходимость льгот. Пока речь идет о применении НДД только к ограниченному количеству проектов, напоминает он: решение же объективно существующих проблем сверхвысокого налогообложения отложено.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как объем добытого полезного ископаемого в натуральном выражении.

Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов полезного ископаемого как специфические или как адвалорные.

В эксперимент также попали один участок «РуссНефти» (добыча в 2021 году составила 0,067 млн т) и два участка независимых компаний с совокупным объемом добычи 0,74 млн т нефти.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке во многом предопределяется динамикой экспортного «нетбэка» (т.е. мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина и стоимость транспортировки).

Добыча нефти-сырца регулируется государством. Контроль сводится к учету выработки скважин, налогообложению, что постоянно подвергается оптимизации.

В случае с углем ставка также рассчитывающаяся за тонну в зависимости от того, какой вид угля имеется ввиду (бурый, антрацит и т.д.).

США обгонят Россию по добыче нефти в 2021 году

МВФ ухудшил оценку роста экономики России на 2021 год до 1,2% с ранее ожидавшихся 1,6%, однако повысил прогноз роста на 2021 год до 1,9%.

Налоговая реформа с введением НДД обсуждается минимум с 2012 года, но из-за разногласий Минфина и Минэнерго несколько раз откладывалась.

С 1 января 2021 года будет постепенное уменьшение пошлины и нагрузки по нефтедобывающей отрасли в связи с повышением НДС с 18% до 20%.

Источник: https://64info.ru/administrativnye-dela/4161-nalog-na-dobychu-nefti-v-rossii-2021-godu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.