+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Статья хищение и трата бюджетных средств

Содержание

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Статья хищение и трата бюджетных средств

Похитить денежные средства, принадлежащие другому человеку или частной компании, довольно трудно без совершения открытого нападения или тайной кражи. Намного проще совершить хищение средств, принадлежащих государству, тем более, если служебное положение предоставляет свободный доступ к этим деньгам.

Хищение бюджетных средств (статья 160 УК РФ) является довольно распространенным преступлением не только среди чиновников, но и частных предпринимателей или управленцев, получающих финансирование от государства.

Во всех странах, где широко развита коррупционная составляющая, какой и является Россия, такие виды преступлений встречаются довольно часто.

Что представляет собой хищение бюджетных средств?

Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.

Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.

При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.

Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.

В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  • Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата;
  • Статья 159 УК РФ – мошенничество;
  • Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.

Схемы хищения бюджетных средств

Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях. Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.

Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.

Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.

Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:

  • Хищение при осуществлении государственных закупок;
  • Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
  • Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
  • Незаконный возврат из бюджета НДС;
  • Хищение при реализации целевых государственных программ;
  • Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги. Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.

Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.

Присвоение и растрата бюджетных средств должностным лицом

Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст. 160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные.

Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.

Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  • При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.
  • При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.

Ч. 3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере. Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб.

Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.

Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.

Наказание за присвоение и растрату определяется исходя из квалифицирующих признаков ст. 160 УК РФ.

Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.

Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере? Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч. 4 данной статьи.

При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.

Мошенничество с бюджетными деньгами

Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.

При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.

Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.

Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.

В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:

  • Утвержденный бюджет;
  • Бюджетная роспись;
  • Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
  • Смета доходов и расходов и др.

С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.

Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:

  • Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 2 лет;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:

  • Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет.

Крупным ущербом по ст. 285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.

Куда сообщить о хищении бюджетных средств?

О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.

В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.

Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.

В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.

В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.

Судебная практика на 2019 год

Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.

Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.

Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.

Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».

В 2016 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.

Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.

Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.

От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.

Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.

  • Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/xishhenie-byudzhetnyx-sredstv-statya-uk-rf/

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

Статья хищение и трата бюджетных средств

Присвоение или растрата бюджетного имущества нередко совершаются должностными лицами. Они злоупотребляют своими полномочиями для личного обогащения, из-за чего вредят государству и обычным людям.

Хищение бюджетных средств – серьезное преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание. Конкретный приговор выносится в зависимости от обстоятельств и размера украденного.

Такие правонарушения характерны и достаточно распространены в постсоветских странах (Беларусь, Казахстан, Украина и, кончено, РФ), где наблюдается высокий уровень коррупции.

Что является хищением бюджетных средств

Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.

Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе. Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.

Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.

Состав преступления

Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами. Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях. Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.

Услуги или товары могут:

  • Не поставляться или не оказываться.
  • Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
  • Поставляться, однако, с завышением стоимости.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека. Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.

Важно! Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства. При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.

Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило. Есть ряд отличий, по которым можно понять, какое преступление произошло.

Присвоение – это хищение имущества, которое было доверено преступнику. У физического или юридического лица появляется незаконное право распоряжаться собственностью, которая по факту ему не принадлежит. Присвоение в особо крупных размерах происходит в тех случаях, когда объект хищения был высоко оценен.

Растрата – это расходование человеком чужого имущества в своих целях, его потребление или отчуждение. В этом случае злоумышленник обогащается за чужой счет. Растрата средств должностным лицом встречается достаточно часто, и преступление характеризуется согласно нахождению собственности у виновного во время судебного разбирательства.

Мошенничество – это получение средств обманным путем. Как правило, коррупция происходит с использованием мошеннических методов. Потому как лицо обманом завладевает бюджетными средствами, а потом уже распоряжается ими по своему усмотрению.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье. Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении. Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере.

Также будет учитываться тот факт, злоупотреблял ли преступник своими должностными полномочиями. Потому как в этом случае будет положено более строгое наказание. Отдельно стоит определить, были ли соучастники или же гражданин действовал в одиночку.

Последствия, которые повлек за собой неправомерный поступок, тоже играют свою роль. Потому как если из-за преступления был нанесен серьезный вред, тогда наказание будет более строгим. В особенности важно, была ли опасность для здоровья или жизни людей.

В зависимости от обстоятельств выносится приговор. В Уголовном кодексе прописаны те моменты, которые влияют на наказание. Естественно, хищение в особо крупном размере всегда будет наказываться строже, чем мелкое воровство.

Злоупотребление служебным положением

Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями. Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами. Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.

Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:

  • Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
  • Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
  • Быть на муниципальной или государственной службе.

Из этого можно сделать вывод, что если человек превысил свои полномочия с целью получить выгоду, то его ожидает более строгое наказание. Следовательно, если должностное лицо намеренно превысило стоимость услуги или товара, чтобы часть денег забрать себе, то его можно обвинить в злоупотреблении полномочиями.

Какая ответственность предусмотрена

Наказание преступника по статье УК РФ будет определяться в зависимости от того, как квалифицируют правонарушение. Как уже говорилось, могут приписать различные статьи. Человека могут осудить по ст. 160 УК РФ. В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.

Если осудят по третьей части данной статьи, тогда может быть назначено следующее наказание:

  • Штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
  • Лишение права выступать в определенной должности, а также заниматься конкретной деятельностью. Ограничение может продолжаться до пяти лет.
  • Принудительные работы на срок до пяти лет. Их могут назначить, дополнительно ограничив свободу преступника.
  • Тюремное заключение на период до шести лет. При этом человека могут дополнительно оштрафовать и ограничить свободу на срок до полутора лет.

Если осудят по ч. 4 ст. 160 УК РФ, тогда меры будет более серьезные. Лишают свободы на срок до десяти лет. Штраф может доходить до одного миллиона рублей. Также могут ограничить свободу на период до двух лет.

Бывает и такое, что человек проходит по статье о мошенничестве (159). В этом случае, опять же, определяются обстоятельства преступления. Наихудшим наказанием может стать тюремное заключение на срок до 10 лет. Произойдет оно в том случае, если человек совершил хищение в особо крупном размере.

Источник: https://ypravo.com/hishhenie/byudzhetnyh-sredstv.html

Незначительное хищение бюджетных средств

Статья хищение и трата бюджетных средств

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств, занимают доминирующее положение среди других правонарушений в бюджетной сфере. Они совершаются путем мошеннических действий (ст.

159 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет), присвоения или растраты (ст.

160 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет) под видом либо в процессе законных хозяйственных операций.

В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.

Так, за хищение мошенническим путем бюджетных денежных средств в особо крупном размере 102 811 159 рублей осуждены директор ООО «РемСтрой» Панков С.И. и директор ООО «ШТАЕР БАУ» Рагозин А.Е.. Данные денежные средства поступили в МО г.

Донской Тульской области в виде субсидии по программе финансирования строительства муниципального жилья под переселение граждан из ветхого жилого фонда. При отсутствии реальной возможности произвести строительство многоквартирного жилого дома Панков С.И. принял на себя функции подрядчика, а Рагозин А.Е.

– субподрядчика при исполнении муниципального контракта, фактически строительство жилого дома не завершили, произвели строительные работы не соответствующие нормам и правилам, в результате чего объект строительства признан негодным для использования, как угрожающий жизни и здоровью граждан.

При этом они представили в администрацию МО г.Донской заведомо ложные сведения о выполнении всего комплекса строительных работ и их стоимости, на основании которых незаконно получили бюджетные средства за якобы исполненные обязательства по муниципальному контракту. Суд признал Панкова С.И. и Рагозина А.Е.

виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, назначил им наказание в виде лишения свободы со штрафом.

Довольно часто данные преступления имеют коррупционную составляющую, поскольку распоряжаться бюджетными деньгами могут только лица, наделенные специальными должностными полномочиями.

В совершении растраты бюджетных средств с использованием служебного положения судом признан виновным бывший директор Департамента здравоохранения Тульской области Юдин Е.В..

Целевые денежные средства, выделенные из бюджета области на закупку медицинского оборудования, были растрачены им при приобретении медицинского томографа для Тульской областной больницы по необоснованно завышенной цене, значительно превышающей его стоимость у производителя. В результате действий Юдина Е.В.

бюджету Тульской области причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 3 483 500 рублей. По ч.4 ст.160 УК РФ Юдину Е.В. назначено наказание в виде лишения свободы, со штрафом.

Также он был лишен права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

За хищение бюджетных денежных средств осужден директор педагогического училища г.Тулы Забиняк Н.Б.

Используя свое служебное положение, он присвоил вверенные ему денежные средства в сумме 9 823 507 рублей, выделенные в качестве субсидий из бюджета Тульской области на оплату труда сотрудников колледжа, причинив Министерству образования Тульской области ущерб в особо крупном размере. За указанные действия Забиняк Н.Б. осужден по ч.4 ст.160 УК к лишению свободы и лишен почетного звания «Заслуженный учитель РФ».

Мошенничество в особо крупном размере было совершено председателем общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Звягинцевым Н.П.

, который, используя свое служебное положение, обманным путем похитил денежные средства в размере 5 000 000 рублей, выделенные из федерального бюджета на государственную поддержку инвалидов. Звягинцев Н.П.

представил фиктивные документы, содержащие сведения о целевом использовании 5 000 000 рублей на строительство комплекса с рабочими местами для инвалидов. Фактически никакие работы по строительству комплекса не производились, а бюджетные деньги были Звягинцевым Н.П. похищены. Судом Звягинцев Н.П.

был признан виновным по ч.4 ст.159 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы, а также лишен права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.

Хищению бюджетных средств способствовало отсутствие контроля за их использованием.

Государственные и муниципальные заказчики не проверяли достоверность сведений подрядчиков о выполненных работах и их стоимости, не осуществляли приемку работ в установленном порядке, не проводили мониторинг цен на приобретаемое оборудование.

Данные обстоятельства требуют вмешательства контролирующих органов для своевременного выявления нарушений, допущенных при использовании целевых бюджетных средств.

Прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Тульской области Осотова А.В.

За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность

Перечень преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления могут расширить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение бюджетных средств. УК РФ планируется дополнить соответствующей статьей. Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.

) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.

За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет.

Читайте так же:  Как измеряют вредность на компьютере

В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере (более 30 млн руб.), либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Кроме того, в УК РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за хищение средств государственных внебюджетных фондов, с аналогичными видами и сроками наказания и квалифицирующими признаками.

Отметим, что Правительство РФ и ВС РФ законопроект не поддерживают.

Напомним, что в действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Однако, по мнению авторов законопроекта, данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

За хищение денег или иного имущества в рамках исполнения госконтракта могут установить уголовную ответственность

Разработаны комплексные меры, направленные на предупреждение совершения хищений бюджетных средств. Соответствующий законопроект 1 , подготовленный депутатами Ириной Яровой и Михаилом Старшиновым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение денежных средств или иного имущества, совершенное должностным лицом заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), субподрядчика или соисполнителя при исполнении государственного или муниципального контракта.

За совершение такого деяния виновных планируется наказывать штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.

или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Повышенная ответственность предусмотрена за то же деяние, совершенное в значительном (при стоимости денежных средств или иного имущества более 250 тыс. руб.), крупном (1 млн руб.) и особо крупном (6 млн руб.

) размерах, а также совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, при исполнении госконтракта по гособоронзаказу.

Кроме того, подрядчика и исполнителя планируется обязать сообщать обо всех соисполнителях (субподрядчиках).

«Мы считаем, что это необходимо делать независимо от суммы контракта», – подчеркнула Яровая, напомнив, что сейчас такая обязанность возникает при сумме контракта более 1 млрд руб. для федеральных, 100 млн руб.

для региональных и муниципальных нужд и если цена или общая цена договора или договоров поставщика (подрядчика, исполнителя) с соисполнителями, субподрядчиками составляет более 10% цены контракта.

За неисполнение указанных обязанностей предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. руб., для юридических лиц – 200 тыс. руб.

Помимо этого, в ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 291.

1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) планируется ввести квалифицирующий признак – совершение указанных преступлений при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или исполнении государственного или муниципального контракта, а также особо квалифицирующий признак – совершение преступлений при размещении или выполнении государственного оборонного заказа.

Наказание за хищение бюджетных средств путем предоставления ложных сведений

Источник: https://38-pgs.ru/neznachitelnoe-hishhenie-byudzhetnyh-sredstv/

Нецелевое расходование бюджетных средств в РФ и хищение: статья и ответственность

Статья хищение и трата бюджетных средств

Целевое расходование средств, которые выделяются из бюджетов разных уровней, регламентировано 38 статьей БК РФ. Данный нормативно правовой акт регулирует процесс доведения денежных средств до конкретных получателей и указывает возможные статьи расходов.

Бюджеты разных уровней выделяют колоссальное количество денежных средств, поэтому нет ничего удивительного в том, что недобросовестные чиновники на местах стремятся обогатиться за этот счет. Кроме того, имеют места банальные ошибки.

Все вышеперечисленное является скорее обыденностью, нежели исключением из правил, поэтому такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств, а также возможные виды наказания за выполнения подобного действия, следует рассматривать более детально.

Кто является получателем средств из бюджета

Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ. Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.

Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т. д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда.

Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома.

По сути, это хищение бюджетных средств.

Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:

  • государственную власть;
  • управления внебюджетных фондов;
  • местную власть;
  • муниципальные администрации;
  • казенные учреждения.

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем.

Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ.

В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.

Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию. Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую.

В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом.

При этом оно может действовать как в сговоре с местной властью, например, в сфере закупки медицинского оборудования, так и самостоятельно, просто завышая зарплату своим близким.

Виды нецелевого расходования

Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению.

Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:

  • направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
  • самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
  • перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
  • оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
  • безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
  • финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Существует еще масса способов использовать бюджетные средства не по назначению.

Виды наказания

Чтобы получить деньги из бюджета нужно предоставить соответствующие бумаги, в которых четко указано для каких целей требуется финансирование.

В качестве таких документов могут выступать: бюджетные планы, росписи, сметы и т. д. Если средства были получены, но потрачены не на то что было указано в документах, или вовсе похищены, то виновные лица подлежат следующим видам наказания, предусмотренным статьей 285, 1 УК РФ:

  • штраф в размере от 100 000 рублей до полумиллиона или заработка за 1-2 года;
  • обязательные работы сроком до 2 лет и (или) запрет на право занимать некоторые должности на протяжении трех лет;
  • до двух лет лишения свободы и запрет занимать определенную должность на протяжении 3 лет.

Если растрата была совершенна по сговору несколькими лицами или мело место хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, то наказание ужесточается:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо в размере заработка за период от 1 до 3 лет;
  • обязательные работы сроком до 5 лет с запретом занимать некоторые должности в течение 3 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет с запретом заниматься определенной деятельность на протяжении 3 лет.

Согласно действующему законодательству, крупным объемом считается сумма более 1 500 000 рублей. Если речь идет об особо крупном размере, то это означает, что объем неправомерно израсходованных средств составил свыше 7 500 000 рублей.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/netselevoe-rashodovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Сколько лет дают за хищение бюджетных средств

Статья хищение и трата бюджетных средств

Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) Сегодня бухгалтерская деятельность подразумевает большую ответственность.

В первую очередь это связано именно с множество законодательных актов, в соответствии с которыми требуется формировать отчетность такого рода.

Причем бухгалтер обязан выполнять свои обязанности в соответствии со всеми федеральными законами.

  1. Несет ли бухгалтер уголовную ответственность
  2. Что нужно знать

Причем за отдельные виды нарушений полагается ответственность не только административная, но и уголовная. К нарушениям, за которые полагается уголовная статья, в первую очередь относится воровство. Сегодня руководителю, а также главному бухгалтеру необходимо максимально ответственно подходить к вопросу ведения бухгалтерской отчетности.

Согласно уголовному законодательству, под присвоением денежных средств или их растратой

Статья 160 УК РФ — присвоение или растрата

Растрата — это противозаконные действия гражданина, который израсходовал вверенное ему имущество либо передал его третьим лицам без разрешения владельца.

Распространенные виды этого рода преступлений — растрата пенсии по потере кормильца либо опекунских отчислений, материнского капитала. В обоих случаях — и при растрате, и при присвоении — суд должен установить корыстный умысел виновного.

Объект присвоения и растраты соответствует объекту хищения, это отношения собственности. Однако предметом преступления может выступать только то имущество, которое было вверено виновному лицу. В этом случае речь идет о собственности, в отношении которой у преступника наступили определенные правомочия.

Основаниями для них служат: гражданско-правовые договоры (хранения, перевозки, аренды); служебные или трудовые отношения;

После подачи заявки между ним и министерством поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области был заключен договор о предоставлении субсидии, перечислены денежные средства в размере 300 тысяч рублей.

Как сообщили в краевой прокуратуре, согласно версии следствия, обвиняемый использовал служебное положение своей Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности — Государство и право 2007. Тимченко В. Субъектом данных преступлений выступает гражданин, обладающий следующими характеристиками:

  • достижение совершеннолетнего возраста;
  • гражданин, которому похищенная собственность была вверена владельцем на основании документа.
  • материально ответственное лицо;

В случае, если в присвоении или растрате участвовала группа лиц, исполнителями признаются только те граждане, которые обладают признаками специальных субъектов.

Ответственность и статья за нецелевое расходование и хищение бюджетных средств

Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда.

Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов.

Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома. По сути, это хищение бюджетных средств.

Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:

  1. государственную власть;
  2. муниципальные администрации;
  3. казенные учреждения.
  4. управления внебюджетных фондов;
  5. местную власть;

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда.

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц.

Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.

Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество).

В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами.

Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.Услуги или товары могут:Не поставляться или не оказываться.Поставляться, но в меньшем

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет. В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере более 30 млн руб.

Хищение бюджетных средств. Статья в УК РФ

» » Хищение бюджетных средств что это статья УК РФ наказаниеВ Уголовном кодексе Российской Федерации факт хищения бюджетных средств проходит либо по статье 160 в качестве присвоения либо растраты, либо по 159 (в случае, если в деле о совершении такого преступления установлено наличие мошенничества).

Наличие двух статей, характеризующих хищение, вызвано тем, что у таких происшествий бывают самые разные обстоятельства, в зависимости от которых определяется его тип и соответствующая мера наказания.

Практически во всех случаях данное преступление имеет отношение к коррупции, ведь для того, чтобы распоряжаться достаточными для хищения средствами, нужно иметь особенные должностные полномочия.

Без соблюдения данного условия доступ к большим объёмам денежных средств попросту отсутствует.

Ущерб в результате хищения может быть крупным или особо крупным, вплоть до миллиардов рублей, изъятых у государства преступником.

Такие траты наносят ощутимый ущерб государственному бюджету и сильно влияют на его распределение в дальнейшем, ведь если средства были украдены, их нельзя пустить ни на какие полезные цели и программы.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНОЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУМосква, обл доб.

605Санкт-Петербург, обл доб. 197Федеральный номер доб.

856Практически всегда вред от хищений является чрезвычайно существенным и имеет ряд неприятных последствий.

Хищение бюджетных средств является одним из самых распространённых в определённых сферах преступлением и строго карается по действующему законодательству.По статье 160 присвоение и растрата имеют некоторые различия в определении понятий.

Присвоение — это хищение чужой собственности, которая была доверена виновному. Растрата же предполагает отчуждение похищенного имущества тем или иным образом.

Мелкие суммы, украденные злоумышленником, не подлежат оценке как хищение. Сумма украденных денежных средств должна составлять от двухсот пятидесяти тысяч рублей, или же от миллиона, если речь идёт об особо крупном хищении. ПОЗВОНИ ЮРИСТУОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО Москва, обл доб.

605Санкт-Петербург, обл доб. 197Федеральный номер доб. 856Именно размер ущерба определяет, к какой части статьи будет отнесено конкретное преступление.

Меры наказания, которые применяются к преступнику, обычно достаточно жёсткие, потому что само преступление является тяжёлым и включают в себя штрафы до миллиона рублей, а также лишение свободы, сроки которого в некоторых случаях могут достигать двух лет.Если хищение подпадает под статью 159, то оно классифицируется как мошенничество.

Использование подобных отношений для извлечения преступной выгоды всегда определяется как мошенничество.

Наказание назначается в зависимости от этого обстоятельства.

Хищения обычно относят к частям с третьей по седьмую данной статьи из-за стоимости таких краж, а также прочих особенностей, например, факта использования служебного положения, которое обычно всегда имеет место.

Каждая часть статьи предполагает разное наказание за совершение подобного преступления, причём выбор меры всегда весьма индивидуален в зависимости от состава дела.

Требуется очень тщательное и детальное рассмотрение судьёй конкретного случая правонарушения для вынесения чёткого, справедливого приговора.Таким образом, хищение может рассматриваться по двум статьям Уголовного Кодекса.

Выбор статьи при определении меры наказания зависит от того, какие отношения были установлены между потерпевшей стороной и лицом, совершившим преступление. Если в данных взаимоотношениях имело место доверие, то выбирается статья, описывающая случаи мошенничества.

Источник: http://snd51.ru/skolko-let-dajut-za-hischenie-bjudzhetnyh-sredstv-85274/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.